«Это состояние души, образ мыслей, даже образ жизни»: портрет молодого учителя

Forbes Education совместно с фондами "Эмпатия" Михаила Шелкова и "Село" провели опрос, целью которого было составить портрет молодого российского учителя: почему выбор пал именно на эту профессию, что нравится и не нравится в учительском ремесле, чем планирует заниматься в будущем, как справляется с выгоранием и о чем мечтает.

По данным опроса, 76% имеют педагогическое образование, больше половины (54%) взяли на себя классное руководство, а 32% занимаются репетиторством. Почти треть респондентов (29%) стали учителями из-за любви к преподавательской деятельности, любовь к детям привела в профессию 19%, мечтой детства преподавание в школе было у 15%, вдохновились семейной традицией или попали в профессию случайно по 12%, социальная ответственность сыграла свою роль в жизни 10%.

На вопрос «Учитель – больше друг или наставник?» большинство выбрали вариант «наставник» – таких было 64%. Также были мнения, что «в младшей школе [учитель] – руководитель и воспитатель, в старшей – наставник, после школы – коллега» и «истина где-то посередине. Учителю должно искренне нравиться работать с людьми».

С проблемой выгорания сталкивалось больше половины опрошенных (57%). Основными факторами выгорания являются: стрессовые ситуации на работе (31%), заполнение документов для отчетности (22%), ненормированный рабочий день (19%) и общение с родителями (12%).

Среди методов борьбы с усталостью и подъема настроения чаще всего назывались отдых/сон (14,3%), семья (11,8%), спорт (10,6%), также популярны путешествия, встречи и общение с друзьями, просмотр фильмов, хобби, прогулки, чтение книг.

 

«Когда молодой учитель начинает работать в школе, у него всегда много идей и планов, как что-то изменить и сделать лучше, эффективнее. Он хочет, чтобы его предложения были услышаны, потому что это самореализация, ради которой приходят в профессию. Такой учитель интересуется новыми технологическими возможностями, учится у коллег, экспериментирует с подходами, и, если его в этом стремлении не поддержать, со временем он может совсем потерять интерес. Тогда наступает выгорание, которое, как мы видим по опыту работы Фонда, часто результат не только и не столько физической усталости, сколько отсутствия возможностей для роста. Мы нашли решение проблемы в том, чтобы предлагать педагогам обучающие программы, организовывать конкурсы и давать гранты, проводить психологические мастерские и помогать налаживать общение с другими учителями. Думаю, что это правильно, и нужно продолжать создавать условия, при которых учитель будет уверен: пробовать и развиваться – это востребовано», – комментирует результаты опроса основатель Благотворительного Фонда «Эмпатия» Михаил Шелков.
Подробнее о других результатах опроса в материале Forbes Education