Каждый третий учитель русского языка использует ИИ в работе

31% учителей русского языка, принявших участие во всероссийской профессиональной олимпиаде «Хранители русского языка», используют искусственный интеллект в работе, например, при подготовке к уроку или проверке заданий.

В рамках опроса, проведенного организатором олимпиады – благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова, ответами поделились более 1000 учителей-словесников из 89 субъектов России.

18% опрошенных педагогов используют ИИ один-два раза в месяц, а 13% – несколько раз в неделю. Тем не менее, большинство учителей русского языка к ИИ относится с недоверием: 9% обращались к технологии один раз, и им не понравилось; 39% используют её крайне редко; 21% вообще никогда не пробовали и не доверяют ИИ.

Участники опроса ответили, что чаще всего используют ИИ как поисковик (59%), генератор идей для творческих заданий (37%) и помощник в работе с текстами (25%) – для их написания или сокращения, выжимки главного и при подготовке презентаций. 19% с помощью нейросетей создают персонализированные контрольные работы, 18% создают образовательный контент и ещё 17% автоматизируют проверку домашних заданий и тестов. 8% предложили свои варианты ответов: «Рисую фразеологизмы», «Визуализирую героев произведений», а также «Всё делаю сама. У ИИ масса ошибок» и «Нет оснащения. Работаю на доске с мелом».

Всего 10% преподавателей русского языка разрешают детям пользоваться нейросетями и могут объяснить, как это делать. Почти половина опрошенных – 43,5% – не поощряют использование ИИ детьми на уроке, но не запрещают, и даже сами проверяют сочинения и домашние задания на антиплагиат. 8% учителей выступают категорически против: «Мой подход связан с тем, что дети никак не работают с полученными в результате генерации текстами, а просто ищут более продвинутые нейронки». Наконец, 37% опрошенных вообще не поднимали эту тему на своих уроках.

«Использование учителями современных технологий естественно. С одной стороны, им нужно успевать за детьми, которые легко осваивают всё, что предлагает интернет, а с другой – сама сфера образования сегодня требует ускорения: появляются новые профессии, компетенции, знания. Таким образом, учебный процесс меняется и по содержанию, и по форме. Хорошо, когда у учителя есть возможность автоматизировать рутинную работу и облегчить себе жизнь. Главное, чтобы оставалось как можно больше времени для основной задачи педагога – воспитания цельной личности», – отметил Михаил Шелков, основатель фонда «Эмпатия».

Больше о применении ИИ в педагогике узнали 82 участника всероссийской олимпиады «Хранители русского языка», которые встретились на финальных испытаниях с 4 по 6 декабря в Туле. В первый день они написали диктант, приняли участие в мастер-классах «Искусственный интеллект как личный помощник педагога», «6 чувств» и «Толстовский урок», а также посетили Ясную Поляну. Во второй день педагоги отправятся в Музей обороны Тулы для подготовки авторских методических разработок, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Торжественное награждение победителей состоится 6 декабря в творческом индустриальном кластере «Октава». По итогам олимпиады 35 лауреатов ожидает вознаграждение от Благотворительного фонда «Эмпатия» в размере 50 тысяч рублей в месяц в течение всего 2025 года.

«Хранители русского языка»

Всероссийская олимпиада «Хранители русского языка» проходит третий год подряд. В 2024 году она состояла из двух этапов: дистанционного и квалификационного. В дистанционном этапе, прошедшем онлайн в сентябре-октябре этого года, приняли участие 6 679 учителей и преподавателей русского языка из 89 субъектов Российской Федерации, а также заграншкол МИД России. В квалификационном отборе, который прошел очно в формате ВКС в ноябре, соревновались 689 человек. Они отвечали на вопросы повышенной сложности по истории лингвистики, реформам русского языка и современной методике преподавания.

Конкурс организован Государственным университетом просвещения и Благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова.

Результаты опроса