TikTok, рэп-баттлы и свобода слова. Как супружеская пара учителей меняет отношение детей к школе

«Сноб» поговорил с современными преподавателями и победителями конкурса о том, что для них значит их профессия, как сделать свои уроки интересными для детей и каким образом сохранять баланс между статусом учителя и друга.

«Сноб» поговорил с победителями конкурса «Призвание — учить!» Алексеем и Полиной Субботиными о том, как найти общий язык с учениками, чем заинтересовать детей на уроках, чтобы учеба не казалась им мукой, почему так важно позволять детям самовыражаться и как правильно сохранять баланс между статусом учителя и друга

Учитель английского языка Алексей и учительница информатики Полина познакомились в центре образования №7 в 2017 году. Через пару лет поженились, а летом 2021 года у них родилась дочь. Работа в школе их только объединяет: пара часто обсуждает подходы к обучению, школьные новости и поддерживает друг друга. Домашнюю работу и заботу о дочери они делят пополам и участвовать в региональном конкурсе для учителей «Призвание — учить!» решили тоже вместе. В итоге Алексей победил в номинации «Новации и традиции», а Полина — «Педагог дополнительного образования».


Ɔ. Почему вы решили стать учителями, ведь это не самая популярная профессия среди молодежи сейчас?

Алексей Субботин: Я хотел стать учителем еще со школьной скамьи. Учился в городе Ефремове Тульской области, и у меня были очень хорошие учителя. К примеру, преподавательница английского показала нам, что знать язык — это очень круто. Она постоянно приглашала на уроки иностранцев из Нидерландов и Великобритании, которые работали на местном заводе, у нас проходили тематические вечера и какие-то интересные уроки. Конечно, в разное время мне хотелось быть и экономистом, и журналистом, и работать в туризме. Но, сдав ЕГЭ, я понял, что прохожу только на факультет иностранных языков. На учебной практике я успел поработать в школе, а также менеджером по туризму в музее-усадьбе «Ясная Поляна», но после окончания университета понял, что моя судьба — это школа. Во многом меня вдохновила моя учительница иностранного, которая сумела привить мне и моим одноклассникам любовь к языку. Думаю, что это очень важная миссия — влюблять в свой предмет. Я уверен, что учитель — это тот человек, который может мотивировать огромное количество людей, потому что через нас проходят сотни тысяч учеников. И даже если ты зажжешь искру хотя бы в одном из них, это очень важно и здорово.

Полина Субботина: У меня похожая история. Примерно в старшей школе я поняла, что хочу быть учительницей. Поступила в педагогический вуз, но не на педагогическую специальность, а на математика-программиста. Несмотря на это, каждое лето я ездила в лагерь работать вожатой, мне очень нравилось проводить время с детьми, работать с ними, вдохновлять их. Когда я окончила университет, год работала во всероссийском детском центре «Орленок». Вернулась в Тулу в середине учебного года и устроилась в центр по работе с молодежью, но продолжала искать место именно в школе. В апреле я пошла работать в центр образования №7, который объединяет три школы и четыре детских сада, а в сентябре 2017 года туда пришел работать Алексей, так мы познакомились.

 

Ɔ. Вы оба сказали, что вам нравится работать с детьми. При этом многие ученики, скажем так, не фанаты школы. Задания кажутся сложными, уроки неинтересными. Как вы вдохновляете детей на учебу и поддерживаете интерес к предмету?

Полина: Мы оба молодые учителя, но у нас с Алексеем немного разная тактика. Я придерживаюсь стратегии, что я с детьми на одной волне и разговариваю на их языке. Пытаюсь интересоваться их увлечениями, обязательно узнавать, что они обсуждают сейчас. У меня и TikTok есть. Когда учитель понимает детей, это располагает, а не отталкивает. При этом я учительница дополнительного образования, поэтому мне проще именно выходить из каких-то рамок в общении с детьми, проводить не классический урок, а интересное занятие с помощью игровой методики. К примеру, я веду уроки программирования в начальной школе, кружок называется «Айтенок», и уроки информатики в средней школе. Вместе с детьми мы ставим какую-то цель и думаем, как ее достичь, что-то создаем, разрабатываем. И я всегда даю детям волю и свободу самовыражения и творчества даже в рамках учебной программы. Детям очень интересно все новое, они ценят, когда к ним прислушиваются, поэтому им действительно нравится приходить на занятия.

Алексей: У меня, конечно, немножко другая ситуация, потому что я преподаю английский язык, причем как в начальных классах, так и в старшей школе. Это сложный предмет, есть экзамены, проверочные работы, региональные контрольные работы. Здесь сложно отойти от учебного плана, но я стараюсь организовывать различные встречи с носителями языка, сейчас они, к примеру, проходят в Skype и Zoom. Для меня очень важно замотивировать детей и объяснить, что английский — это не просто предмет, который нужно зубрить по учебникам, а в первую очередь ключ к общению с людьми со всего мира, путешествиям, каким-то рабочим перспективам и так далее. В начальной школе очень здорово зашел мой проект Rap English, я его даже представлял на региональном уровне. По сути это изучение английского через рэп. Дети самостоятельно создают музыку в сети, и мы с ними повторяем определенную лексику под нее. Слова с музыкой запоминаются легче, дети напевают песню, словарный запас пополняется, и откладывается в долговременную память. Естественно, есть программа, которая иногда бывает скучной даже для самих учителей. Поверьте, нам тоже хочется больше творчества и веселья. И детям бывает неинтересно. И двойки бывают, и тройки. Но я пытаюсь разнообразить учебный процесс и стараюсь мотивировать и включать в него даже не самых старательных учеников.

 

Ɔ. Вы работаете с детьми разного возраста и наверняка наблюдаете, как дети из начальной школы меняются и входят в пубертат. Это неминуемая стадия, и даже самый прелестный ребенок может начать вести себя, так скажем, своеобразно. Как оставаться с детьми в контакте?

Алексей: Это и правда очень тяжело, потому что в начальной школе дети одни, а потом они вступают в этот подростковый период, появляются неминуемые противоречия. Иногда мы справляемся, иногда не справляемся. Потому что нет такого универсального способа, дети индивидуальны. И каждому учителю важно это понимать. В своей работе я сейчас стараюсь отталкиваться от нейропсихологии — то есть изучаю, как работает мозг подростка, как он развивается, с чем сталкивается. Иногда даже в учебном плане выделяю целый урок на то, чтобы рассказать подросткам, как устроен их мозг, почему они не хотят учиться, почему не хотят спать, почему возникает столько противоречий с миром вокруг и с родителями. Когда дети понимают это и слышат, что это абсолютно нормально и они не одни в этом, им становится намного проще. И мне тоже намного проще понимать их и оставаться в контакте.

Бывают ситуации, когда ребенок категорически не хочет что-то делать, и я понимаю, что стоит прислушаться к нему и просто оставить его сегодня в покое. На следующий урок он, скорее всего, придет уже с другим настроением. Каждый день для подростка — это открытие. Они влюбляются, переживают из-за родителей и ссор с друзьями и близкими, учатся с этим жить и реагировать на это. Да, в конце концов, просто бывают дни, когда они не выспались и объективно не могут включиться в процесс.

Конечно, есть и традиционные способы: разговор с родителями, вызов в кабинет директора, но это все касается уже каких-то сложных случаев, когда взаимопонимания и правда не добиться. Однако когда прислушиваешься к ребенку и даешь ему второй шанс — это очень мотивирует его и не отталкивает ни от учителя, ни от предмета. Детям должно быть комфортно в классе, иначе ничего не получится.

 

Продолжение истории на сайте Сноба