«Ирина Сергеевна, я начала читать!» Как живет и работает коррекционная школа в Верхней Салде

Редакторка «Мела» Анастасия Ларионова поговорила с двумя выпускниками этой школы, Никитой и Ксюшей, а также с директором о том, почему не всем для счастья нужна таблица умножения.

Школа, где учат ходить в магазин и на почту

Никита и Ксюша — выпускники коррекционной школы в Верхней Салде. Это город в Свердловской области, до Екатеринбурга почти 200 километров, живут в нем примерно 40 тысяч человек.

В коррекционной школе города учатся дети с разными особыми образовательными потребностями. В этой школе нет физики и английского языка, вместо математики некоторые дети ходят на «математические представления». Там им дают базовые знания о фигурах и простых действиях вроде умножения и вычитания — то есть учат тому, что может пригодиться в повседневной жизни.

Кроме привычных предметов вроде физкультуры и истории, в расписании есть «Основы социальной жизни». На этом уроке класс могут сводить на экскурсию в магазин или на почту или научить переходить дорогу. Этот урок также может быть посвящен основам гигиены: детей учат мыть руки, чистить зубы.

«Мы помогаем нашим школьникам освоить то, о чем нормотипичный ребенок вообще не задумывается: он учится по образу и подобию родителей дома. Ребенку с интеллектуальными нарушениями в этом плане нужна некоторая профессиональная помощь, ” — рассказывает директор Ирина Сергеевна.

Помимо расписания, коррекционная школа отличается количеством детей в классе. Если в обычной школе в кабинете могут быть и 30 человек, здесь — максимум 12. Если речь идет о детях с РАС, то в классе будет не больше восьми. В случае тяжелых множественных нарушений развития -максимум пять. В таких классах учитель несколько минут работает индивидуально с одним ребенком, пока тьютор наблюдает за остальными. Затем наступает очередь другого школьника.

«Мы делаем упор на трудовое обучение»

Ученики Верхнесалдинской школы оканчивают девять классов. Итоговый экзамен — комплексный: задания по русскому языку, математике и аттестация по трудовому профилю (это обязательный предмет в расписании). Школьники сдают экзамен по профилю, который выбрали после седьмого класса. До этого им показывают разные виды труда. Одноклассники делятся не по полу, а по предпочтениям ребенка и родителей. Некоторые мальчики, например, выбирают швейное дело, и учителя их только поддерживают.

«В процессе обучения детей с особенностями здоровья мы не стараемся дать им сложные академические знания. Вместо этого мы делаем упор на трудовое обучение и профориентацию, ” — говорит директор.

 

Ирина Сергеевна и все учителя на своем опыте убедились, что коррекционные школы для детей с особыми образовательными потребностями — это хорошая поддержка родителей. «Каждый родитель ребенка с особенностями развития тревожится. Это естественно и абсолютно нормально. Для этого и нужны такие школы, как наша. Когда мамы и папы в панике, они не знают, к какому специалисту обратиться. В школе же необходимые ребенку эксперты, педагоги-специалисты, работают в одной команде. Родители могут отдать сюда ребенка и быть спокойными: к концу девятого класса он получит все необходимые социальные и бытовые навыки, которые помогут ему впоследствии найти работу, завести семью и друзей».

Директор говорит, что значительную часть проблем коррекционно-развивающего образования можно было бы решить при должной государственной поддержке. В частности, важно психологически поддерживать родителей, которым трудно принять диагноз ребенка.

«Государство бы облегчило нам задачу, если бы для молодых родителей детей с особенностями развития проводили консультации на ранних этапах, с первых дней жизни. Это можно делать с помощью фондов или клубов для родителей. Когда у школьников возникают какие-то потребности, связанные с образовательным процессом, мы решаем эти проблемы с помощью благотворительных фондов. Например, нам часто помогает фонд „Эмпатия“», — поясняет директор.

С поддержки этой коррекционной школы в Верхней Салде когда-то началась благотворительная деятельность «Эмпатии». Фонд Михаила Шелкова, мажоритарного акционера «ВСМПО-АВИСМА», в 2020 году занялся благоустройством территории вокруг школы и строительством современной спортивной площадки с учетом особенностей её учеников. А с конца года фонд стал помогать всем учителям этого города ежемесячными доплатами.

Михаил Шелков, основатель Благотворительного Фонда «Эмпатия»:

«Учителя коррекционной школы играют важную роль в жизни особенных детей: они помогают каждому ребенку преодолевать свои индивидуальные трудности и страхи, достигать успехов в учебе. Благодаря терпению и пониманию, учителя создают безопасную и поддерживающую среду, где дети могут чувствовать себя принятыми и важными. Это колоссальный труд, оценить который возможно только спустя время. Для Фонда это очевидно уже сейчас, поэтому мы вкладываем столько сил в грантовые программы, конкурсы и обучение для педагогов»

Подробнее о героях сюжета и о коррекционной школе