Интервью с членом жюри конкурса «Призвание — учить!»

Один из членов комиссии регионального конкурса «Призвание — учить!» Комиссаров Андрей Александрович в интервью для издания "Аргументы и факты" рассказал о тенденциях развития педагогики, о совместной работе учителей разных дисциплин, большом значении взаимодействия между школой и частным бизнесом, а также о необходимости участия предпринимателей в проведении подобных конкурсов.

В пятницу, 8 октября, стали известны имена лучших педагогов Тульской области – победителей конкурса «Призвание — учить!», которых наградили заместитель председателя правительства Тульской области Ольга Гремякова и фонд «Эмпатия» предпринимателя Михаила Шелкова. Конкурс проходил с июня по сентябрь 2021 года.

Экспертная комиссия выделила 33 победителя в 11 номинациях. Педагоги разделят между собой денежный приз в размере семи миллионов рублей от «Эмпатии». Сертификаты на сумму 100 тысяч рублей или на ежемесячные выплаты в размере 15 и 20 тысяч рублей в течение года получат учителя и воспитатели в зависимости от профессиональной категории. Кроме того, фонд возьмет на себя все налоги. Члены Конкурсной комиссии рассмотрели 214 заявок на участие в конкурсе.

Педагоги делились разработанными ими обучающими курсами, представляли проекты и другие материалы. В Конкурсную комиссию вошли специалисты из сферы образования Тульской области, а также эксперты федерального уровня, привлечённые фондом «Эмпатия».

Своим опытом участия в проекте поделился один из членов жюри – эксперт в области игровых технологий в образовании, член Российской Академии игропрактики, член Российской ассоциации по играм в образовании Комиссаров Андрей Александрович. По его словам, сегодня профессия педагога стремительно модернизируется, появляются дополнительные сложности и зоны ответственности.

При оценке участников конкурса Андрей Комиссаров, в первую очередь, обращал внимание на то, как педагоги себя позиционируют в образовательном процессе – открыты они для новых решений или же придерживаются более консервативных направлений.

«Педагогика сегодня во многом становится обоюдоострым мечом, – говорит Андрей Александрович. – Потому что во многих дисциплинах педагогу приходится учиться вместе с детьми. Информатика, иностранные языки, биология, история – сегодня во всех этих направлениях появляется много новых трактовок и дополнений. При оценке работы педагога важно обращать внимание, насколько он открыт новому опыту и готов учиться».

Вторым критерием при конкурсном отборе спикер назвал умение педагога «строить мосты» между разными дисциплинами – будь это школьная программа, университет или даже детский сад.

«На плечи каждого учителя ложится обязанность показать связь литературы с историей, биологией с географией, и так далее, – говорит Андрей Александрович. – Важно, чтобы сегодня мы были готовы работать системно».

По его словам, конкурс «Призвание — учить!» показал, что многие участники готовы перейти в новую формацию, способны не просто отрабатывать часы, а вести комплексную и сложную работу по вовлечению детей, развитию и пониманию. Также спикер поделился мнением о том, какие критерии конкурсного отбора нужно ввести в будущем, если фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова повторит конкурс в следующем году.

«Сегодня на лицо – дефицит совместной работы педагогов, — говорит Андрей Александрович. – Каждый в своём углу разрабатывает проект, презентацию, но мало взаимодействия между предметниками. Нужно ввести номинации, где идёт живое активное участие в проектной деятельности, в наработке образовательной среды, в создании интерактивных вещей. Если мы хотим выделить и показать лучших, то должны оценивать, кто из них лучше взаимодействует».

В разговоре на тему современного образования Андрей Александрович отметил, что в будущем медленнее всего будет развиваться школа.

«Не видно потенциала для её трансформации, — говорит Андрей Александрович. – Однако со временем будут появляться школы-маяки, на которые будут все ориентироваться, будет всё больше взаимодействия между школой и бизнесом. Кроме того, усилится тенденция к развитию систем и платформ для построения индивидуальной траектории учеников.

Как бы противоречиво это ни звучало, но цифровизация нужна для массовой персонализации — для каждого ребёнка нужно построить индивидуальную траекторию. И исходить такая инициатива будет, в первую очередь, от бизнеса, а не от школы».

Популярные сегодня элементы виртуальной и дополненной реальности, нейроинтерфейсы, по словам эксперта, не повлияют на структуру образования в целом. Зато будет развиваться другая тенденция — анализ рынка труда и налаживание связи с рынком образования. Кроме того, Андрей отметил, как важен интерес предпринимателей в проведении подобных конкурсов.

«В этом есть большие возможности для предпринимателей, — поделился Андрей Александрович. — Через подобные конкурсы, через заинтересованных учителей, мы можем внедрять современные решения. Регионы и градообразующие предприятия, в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы дети не покидали регион и работали на них. Взаимодействие «школа-вуз-предприятие» выглядит сегодня перспективным. Нужно, чтобы и предприятия подключались к подобным конкурсам, наращивали такую повестку».

 

Тула, 11 октября — АиФ-Тула, Никита Серебряков.